
Roguelike (читается как ро́углайк; сленг «рогалик») — поджанр компьютерных ролевых игр, характерными особенностями которого являются случайно генерируемые уровни и необратимость смерти персонажа, в случае его гибели игроку предлагается начать игру заново. Жанр назван по имени прародителя, игры Rogue, разработанной для системы UNIX в 1980 году. Большинство игр этого жанра имеют фентезийный сюжет, текстовой ASCII интерфейс и управление с клавиатуры.
Введение в Roguelike-игры — Клуб любителей рогаликов
Основные черты Roguelike-игр:
Фатальность смерти (англ. permadeath)
- Если вы совершили, ошибку, которая привела к смерти персонаж, то всё, игра начинается сначала. Подобная игровая модель заставляет дорожить персонажем и не совершать необдуманных поступков, а также усиливает элемент риска и сложность игры, в опасных местах каждый ход может быть последним. Это может показаться странным, ведь проходить одно и тоже помногу раз может быть скучным, но из этого вытекает второе свойство.Случайная генерация игрового мира
- Каждая игра в «рогалике» уникальна. Подземелья, по которым путешествует игрок, внешний мир, расположение врагов и предметов, свойства неопознанных вещей, всё это будет новым для каждого персонажа. В некоторых из подобных игр даже нельзя попасть второй раз на один и тот же уровень подземелья, например оставить сокровищницу и вернуться к ней более сильным не получится, нужно или рисковать, или остаться ни с чем. Время подумать в игре есть (это третье свойство).Пошаговость игр
- Во многих непростых ситуациях отлично действует правило: — «семь раз отмерь, один раз отрежь», каждый ход может и должен быть тщательно обдуман. Спешить совершенно некуда, можно спокойно оценить обстановку, подумать, этим свойством Roguelike похожи на шахматы, с той лишь разницей что противник не будет стоять над душой и торопить ваш ход. А подумать есть над чем — (это следующее свойство)Свобода действий
- Никогда не думали, что серебряным кольцом тоже можно ударить оборотня, а огнеопасную бутыль с маслом для лампы можно кинуть вон в того противного гоблина? И такая возможность имеется, предметы можно использовать самыми различными способами. Да и вообще можно делать всё что хочется, ведь большинство рогаликов не имеет чёткой сюжетной линии, есть основной квест (в некотором случае состоящий из нескольких), иногда наличествуют и побочные задания, за которые можно получить денег или ещё какой бонус (но это актуально не для всех игр).Сложная игровая система
- Игровая система в «рогаликах» обычно очень непростая, на качество предмета влияет множество признаков, от того, насколько развит определённый навык, зависит и способность героя противостоять опасностям, а все монстры имеют свои слабые места, их надо только найти. В этом и есть дополнительный интерес, в документации к игре такой информации обычно нет, её надо обнаружить в процессе игры (поиск этой информации является частью игрового процесса). Но вся важная для нормальной игры документация уже встроена в неё.Особенный интерфейс
- Почти все Roguelike для не привыкшего игрока покажутся необычными, всё отображается ASCII символами, играть можно используя только клавиатуру, простых меню нет и в большинстве игр даже не планируется, для всего используются клавиатурные сочетания. Это сильно повышает порог вхождения, но клавиатурные сочетания для управления игрой в разных играх похожи, поэтому после освоения одной игры с другими у вас проблем не будет. К тому же, графика подобного типа очень хорошо развивает воображение и абстрактное мышление, так что очень скоро вы будете не символом @, передвигающимся по типографским точкам между знаками #, а героическим полуэльфом, крадущимся по узкому коридору в предвкушении новой битвы со страшными драконами.Разумеется что не все признаки являются абсолютно обязательными для Roguelike игр, как и не позволяется наличие лишь одного или двух из них. Есть «рогалики» с графическим интерфейсом и мултиплеерные, есть не имеющие пошаговости и прочее, такие игры относят к жанру Rogue-like (Roguelike-like). Этот жанр получился от слияния жанра Roguelike с другими игровыми жанрами, сохранив лишь его основные черты, такие как перманентная смерть персонажа, похожие на лабиринты игровые уровни и фентезийный сюжет. Кроме того «рогалики» традиционно очень сложны, сложны до такой степени что даже некоторые опытные игроки (в такие игры как Angband или NetHack) так ни разу и не прошли их полностью, или прошли только через несколько лет безуспешных попыток только до логического финала.
Что же заставляет игроков так любить эти игры? Уникальная атмосфера и, как ни странно, реализм, играя вы действительно почувствуете себя воином, спускающимся в полные опасности подземелья, где смерть за каждым углом, а не супергероем с мега-гипер-термолазерной пушкой за плечом, сносящим врагов направо и налево, а детальная проработанность игр заставит не раз вспомнить о важных мелочах, о которых в других играх совсем позабыли, как сгорающие в процессе борьбы с драконом свитки или лопающиеся при заморозке бутылочки с нужными зельями.
Любители Roguelike известны странным пониманием удовольствия от игры, схожим с девизом: — Проигрывать это весело! (Dwarf Fortress «Loosing is FUN!). Существует даже такой термин: — Ещё Одна Глупая Смерть (YASD — Yet Another Stupid Death), которым игроки на форумах помечают истории о самых эпичных или смешных смертях персонажа. Поэтому долгие посиделки за «рогаликами» помогут укрепить нервы и дадут возможность смеяться над приятелем, злящимся из-за смерти в какой-нибудь стрелялке, приведший к потере 5-и минут прохождения, а самые интересные фейлы станут историями, рассказываемыми друзьям!
The Roguelike Restoration Project (проект по сохранению, восстановлению и помощи в дальнейшем развитии различных "осиротевших" игр жанров Roguelike и Rogue-likes).
Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.