Ancient Domains Of Mystery (ADOM) — ролевая игра жанра Roguelike, для отображения игрового мира поддерживающая режимы ASCII и тайловой (плиточной) графики. Разработчик Томас Бискап.
Разработка ADOM (Ancient Domains Of Mystery) началась в 1994 году, в том же году состоялся и первый релиз игры. В дальнейшем, до ноября 2002 года игра регулярно обновлялась, но впоследствии развитие игры было заморожено примерно на девять лет. В июле 2012 года разработчик начал компанию по сбору средств на возобновление разработки игры, которая завершилась успешно. В результате дальнейшей разработки в классическую (ASCII) версию игры добавили тайловую графику, музыку и звук, в итоге под именем ADOM Deluxe игра вышла на Steam (цифровая дистрибуция / DRM / IM и социальная сеть).
В отличии от большинства игр этого жанра даже для ASCII версии ADOM исходный код недоступен, поэтому многие игровые моменты и механика были вычислены тщательными эксперементами игроков и исследованием дизассемблированного кода игры, хотя даже это не позволило раскрыть всех тайн игры (например где находится свиток всемогщества).
Предыстория ADOM: - В течении 6000 лет мир Анкардии жил в спокойствии и благоденствии, пока не появился Хаос, несущий в себе разрушение,смерть, горе и несчастья... Но нашлись борцы со злом, которых возглавил мощный маг Хелавастер! Было предсказано что появится неизвестный герой который изменит будущее всего мира и остановит силы Хаоса. Множество героев сгинуло в подземельях мрачных гор, ни один не вернулся... Тем не менее на их место вставали всё новые и новые добровольцы, играть предстоит за одного из таких героев!
Путешествуя по подземельям предстоит выполнить множество квестов, в каждом квесте выбор игрока отображается на мировоззрении персонажа, а это может повлиять на благосклонность богов. Игровой процесс больше ориентирован на выполнение квестов а не на истребление монстров, поэтому мировоззрение играет важную роль, открывая доступ к одним квестам и закрывая к другим.
Во время первого квеста игрок получает первый опыт передвижения по тоннелям и пещерам, опыт боёв с монстрами и возможно торговли. Тогда же игрок столкнётся с одной из самых главных проблем, с едой, так как пища это самая важная потребность для персонажа, если героя не кормить то он заболеет и умрёт (есть можно не только то что лежит в инвентаре, но и свежие трупы врагов, осторожно и не всех).
В начале новой игры сообщается, под каким знаком зодиака рождён новый персонаж и в соответствии с этим изменяются некоторые его характеристики (очень хорошо начинать игру в день рождения создателя игры, и очень плохо — в пятницу, 13). В ходе игры персонаж передвигается по некоторой долине, имеющей холмы, равнины, дороги, реку и по краям непроходимые горы. Некоторые пещеры не доступны сразу, а появляются только после получения информации об их местонахождении, большая часть долины характеризуется в игре как «дикая местность». Карта долины имеет фиксированный вид, большинство пещер генерируются заново для каждой игры и после генерации остаются неизменными.
Количество предметов в инвентаре персонажа не ограничено количественно, но имеет ограничения по весу. При увеличении нагрузки сверх допустимой, она начинает оказывать на персонажа негативные эффекты. Герой может даже погибнуть под грузом своих вещей. В ряде случаев вещи персонажа могут погибнуть от жары, воды, кислоты и других факторов (даже находясь в рюкзаке). От этого застрахованы только «артефакты» неуничтожимые неизменяемые предметы, существующие в единственном экземпляре, обладающие обычно улучшенными характеристиками. Обладание артефактами является важным подспорьем для прохождения особо опасных локаций.
Набор врагов в игре в основном соответствует жанру, персонаж встретив врага нового типа может получить о нём какое-то первичное впечатление, использовав команду «посмотреть». При повторных встречах информация становится более подробной и персонаж со временем запоминает типичную скорость подобного рода врагов (среднее и максимальное повреждение и т. п.). Однако враги тоже получают опыт, и их характеристики растут по мере того, как игрок убивает их сородичей, в результате уже к середине игры они становятся чрезвычайно опасными.
Трупы монстров часто являются источником пищи для персонажа, а иногда и добавляют ему особые качества (скорость, иммунитет, контроль телепортации и др.), но некоторые трупы ядовиты или не могут быть съедены по ещё каким-либо причинам, нужно быть разборчивым в еде. При первоначальном прохождении игры лучше чаще сохраняться, поскольку ситуаций вызывающих смерть персонажа множество, а сохранённая игра при загрузке стирается и восстанавливается только из резервной копии (если она сделана).
Для Ancient Domains Of Mystery написано много инструкций и имеется множество сайтов где можно найти помощь по игре, как проходить квесты, как пользоваться инвентарём и умениями, как правильно прокачать персонажа и пр... Игра походовая и скоростное мышление не требуется, в любой момент можно сохранится, выйти из игры и вернутся к игре снова.
Интерфейс игры англоязычный, поэтому базовое знание языка имеет важное значение, локализаций игры и не планируется, разработчик обосновывает это большой сложностью игры. Хотя в начале 2000-х годов сущестовало две русифицированные версии игры, ZADOM и Adomrus, выполненных дизассемблированием оригинального ADOM (версии 0.9.9).
До 2015 года игра распространялась бесплатно, по принципу Postcardware / Cardware (исходный код недоступен), после выхода на Steam (16 ноября 2016 года) игра распространяется по принципу Shareware (Условно бесплатное), на официальном сайте для загрузки доступна только последняя бесплатная версия (1.15.2).