NetHack — пошаговая ролевая C (си) / Curses (Ncurses) игра в жанре Roguelinke.
NetHack произошла от предшествующей игры Hack, в свою очередь возникшей из Rogue, давшей начало жанру компьютерных игр Roguelinke (Rogue-linke). Игра представляет собой очень сложный, динамический и непредсказуемый мир лабиринтов, в котором игрок сражается с различными существами, развивается, торгует, продвигаясь всё ниже по уровням лабиринта, что бы завладеть Амулетом Йендора.
Игра не поддерживает многопользовательский режим, несмотря на наличие в названии "Net", эта часть названия означает что игру создаёт группа "the DevTeam" общаясь по Сети, ведь для успешного прохождения игры необходимо общение с единомышленниками (обычно это происходит через Интернет). Часть названия "Hack" является названием предшествующей игры, связанного с разновидностью компьютерных ролевых игр (RPG) называемых Hack and slash (руби и реж/руби и убивай), что отражает суть игры и не имеет отношения к хакерам.
NetHack является одной из старейших игр до сих пор находящихся в развитии, первая версия игры была опубликована в июле 1987 года. Хотя существуют различные графические (двухмерные и трёхмерные) и псевдо-графические версии игры, они не получили большой популярности, игра по прежнему имеет классический для Roguelinke игр текстовой ASCII-режим и множество поклонников по всему миру.
В отличии от большинства современных ролевых игр, у NetHack пошаговый игровой процесс, это означает что можно отвлечься от игры, поразмышлять или обдумать следующий ход или сохранится, что бы вернутся к игре позже (этим игра напоминает шахматы). Хотя игра выглядит довольно простой, из за многих неожиданностей на выработку правильной стратегии прохождения может потребоваться много времени, победа очень трудна и даётся не каждому...
Перед началом игры персонажу нужно дать имя и задать параметры, можно выбрать расу, пол, вероисповедание и роль, можно позволить игре назначить параметры случайным образом. В игре представлены традиционные фэнтезийные роли, такие как рыцарь, варвар, бродяга, волшебник, валькирия, священник, монах и самурай, а так же имеются менее привычные для этого жанра игр роли персонажей, включая туриста, археолога и троглодита. Начинать игру рекомендуют в роли валькирии или варвара, так как это довольно сильные воины.
Персонажу в NetHack доступно множество предметов, оружие ближнего и дальнего боя, защита/броня, свитки и книги заклинаний, кольца, амулеты, ключи, зелья и многое другое... Любой из предметов отличается одним из трёх свойств, благословенность, проклятость и непроклятость, персонажу "по умолчанию" помогает животное, обычно это котёнок или щенок (рыцари начинают с пони). По мере прохождения животные растут, так же есть возможность приручить монстров, используя магию или еду.
В игре около пятидесяти уровней подземелий (больше восьмидесяти, если считать ответвления), объединённых в "Грозные Лабиринты", игра начинается на верхнем уровне "Подземелий Обречённости". Большая часть уровней создаётся случайно, но в предопределённом стиле порой имеющих сторонние вкрапления. Большую часть лабиринтов можно менять, например прорывая туннели, иногда это делают персонажи игры (по собственной инициативе).
Чудовищ в игре много, они разнообразны и очень опасны, хотя "жизней" у них немного (по сравнению с персонажем), но чудовища бывают очень сообразительны и могут нанести большие повреждения, могут вызывать подмогу и имеют другие неприятные особенности, в зависимости от вида. Чудовища обозначаются латинскими буквами (от A до Z) и некоторыми специальными символами (размер букв играет роль).
Как положено играм жанра Roguelinke смерть персонажа является необратимой, иногда игрой сохраняется уровень на котором умер персонаж и запускает его в последующих играх. Одной из важных составляющих персонажа является "голод", он представляет серьёзную угрозу, персонажа надо регулярно кормить, иначе он заболеет и умрёт. Ели нет пайка (запаса пайков), то при нужде можно съесть убитого врага, или искать магазин где можно купить еду.
Из за сильного элемента случайности каждая игра в NetHack происходит в собственном мире. Игрокам приходится заново открывать характеристики напитков, волшебных палочек, книг заклинаний и прочего, поэтому в игру интересно играть как начинающим игрокам, так и её разработчикам. Игра сбалансирована для опытного игрока, в неё можно играть десятилетиями, совершенствуя свой стиль игры. Но начинающим игрокам по началу приходится туго...
NetHack хорошо и подробно документирована, о игре написано множество статей, поэтому несмотря на сложность игрового процесса освоиться в игре будет несложно, к тому же у игры имеется большое и активное сообщество игроков.
Лицензия: Nethack General Public License